asato ma saad jamaya
По-моему, об этом фильме можно говорить бесконечно. Он очень похож на болото- в нем увязаешь, и лучше уж не думать о нем слишком много, иначе утянет еще сильнее. В гениальности и настоящем сумасшествии режиссера не возникает никаких сомнений. И это именно то сумасшествие, которое лечат в клиниках, от которого умирают, которое по-настоящему страшно. Не деланное, как у абсолютно здорового Дали и Уорхола, но сумасшествие Пикассо или Ван Гога, видное не сразу, зреющее долго, а проходящее- еще дольше. Обсуждать технические моменты съемок нет смысла, сделано потрясающе, но картина осталась бы гениальной, даже если была бы снята на камеру от телефона. Через нее пропущена душа, сердце, сознание режиссера. В ней чувствуется не только психическое расстройство, но и усталость от тех знаний, которые приходят вдогонку с болезнью. "Антихрист" невероятно многослоен. Видимо, у меня будет еще не один пост об "Антихристе". Обсудить можно картинку, и аллегории, и наполненность знаками, и женскую тему, и игру актеров, и психологию,и тему смерти. Но, как мне показалось к концу картины, все это стирается и отступает на задний план перед тем, что мы видим глазами Триера. И вот, что увидела я.
Картина открывается совершенно потрясающими по красоте кадрами секса. Первое ощущение: эстетическое удовольствие. Красота кадра, сцена акта любви, музыка Генделя. Второе: возбуждение. Страсть, эмоции, порыв. И сразу, без перехода, на тебя сверху начинают сыпаться, словно желуди, стыд и страх, тревога и отвращение. Эта тревога так и не отпускает спустя дни после просмотра. Не дает уснуть, танцуя на краю твоего сознания. Просыпаюсь от ощущения, будто мертвая лисица зовет меня. Страх вообще пронизывает весь фильм от начала до конца. Страх настолько древний и непонятный, что не дать ему объяснения и не забыть- ни терапией, ни сексом, ни любовью.
Страх, скрытый в факте самого существования и рождения человека.
Страх перед Природой и своим Телом.
Тело- наша клетка. Никогда нам не вырваться из него и не пойти дальше за его границы. Сознание навсегда заперто в мешке костей и крови. Куда бы мы ни направились, мы несем за собой крест, не позволяющий сознанию управлять нашей жизнью. Человек не узнает всего, не удовлетворит свой моральный и духовный голод никогда. Сюжет, на мой взгляд, повествует историю создания мира. Не зря поворотным местом сюжета выбран дом под названием Edem. Первичной была далеко не Природа. Она лишь вместилище для Разума и Духа, который Бог вдохнул в Человека. Бог совершил ошибку, составил первое и самое фатальное противоречие. Носитель отныне и навсегда останется недолговечнее, чем помещенная на него информация. Смертность тела и бессмертие Духа теперь будет главным парадоксом бытия. Природа ненавидит Человека за вечность Духа, а Человек – за то, что она никогда не удовлетворит его духовные требования. А секс в контексте повествования становится попыткой Природы прорваться, трансцендировать в вечность, превратиться в Любовь. Невозможность следовать себе - вот, где скрыта борьба Разума и Тела. Клетка ненавидит своего заключенного так же сильно, как и заключенный - клетку. Не следует бояться Бога или Дьявола по отдельности, бойся себя, ведь в нас есть и то и другое. Две стороны навечно выбрали человека полем битвы. Воспеваемая красота Природы - блажь. Стоит чуть ковырнуть ее острием Разума и становится ясно - внутри гниль. Разлагающиеся цветы. Рождайся и умирай, чтобы дать жизнь снова - вот и весь смысл. От Природы несет мертвичиной. Разлагающиеся тела животных, умирающие желуди. Снова умри, чтобы на тебе паразитировали мухи, тебя клевали орлы и точили муравьи. Променяй любовь, долг, святость души на телесное удовольствие. Поменяй искру разума на оргазм, petite mort, на взрыв гормонов в больном сознании. Разлагайся. Это призывы войны, которую ведут в нас Бог и Дьявол. Но, как и в любой войне, каждая из сторон по-своему права. У каждой есть свои минусы и плюсы. И беда не в том, что какая-то одна из сторон - абсолютное зло. Разрушает сам конфликт и та ненависть, с которой эти двое дерутся.
Минусом Разума, по Триеру, является Любовь в своем худшем и эгоистичном проявлении. Та самая, которой живет героиня. Ее эгоизм не представляет границ. Чтобы удержать рядом с собой тех, кто дорог, она идет на все. Просверлить ноги, надеть не так ботинки, чтобы не убежали. Что угодно, лишь бы не оставаться одной на поле битвы. Но есть и та Любовь, которой живет герой- самопожертвование, терпение, желание освободить от безумия пусть и ценой собственных страданий. Независимая, неяркая, но настоящая Красота.
Нельзя сказать, кто является антагонистом в этой истории. На мой взгляд, режиссером показана атмосфера тотального несоответствия. Триер указал на ошибку нашего существования, отравляющую нас, заставляющую непрерывно мучиться в корчах. Саморазрушающаяся система, тем не менее обреченная на новое восстановление, чтобы умереть опять.
Фильм-парадокс. Убивай жещину за то, что она ближе к Богу и может дать жизнь. Ненавидь жизнь за то, что она воняет разложением. Восхвали ее за то, что она вместилище разума. Ненавидь разум за то, что он показывает тебе на ветхость и гнилость Природы. Восхвали Разум за его чистоту и святость. Возненавидь и полюби одновременно.
Картина открывается совершенно потрясающими по красоте кадрами секса. Первое ощущение: эстетическое удовольствие. Красота кадра, сцена акта любви, музыка Генделя. Второе: возбуждение. Страсть, эмоции, порыв. И сразу, без перехода, на тебя сверху начинают сыпаться, словно желуди, стыд и страх, тревога и отвращение. Эта тревога так и не отпускает спустя дни после просмотра. Не дает уснуть, танцуя на краю твоего сознания. Просыпаюсь от ощущения, будто мертвая лисица зовет меня. Страх вообще пронизывает весь фильм от начала до конца. Страх настолько древний и непонятный, что не дать ему объяснения и не забыть- ни терапией, ни сексом, ни любовью.
Страх, скрытый в факте самого существования и рождения человека.
Страх перед Природой и своим Телом.
Тело- наша клетка. Никогда нам не вырваться из него и не пойти дальше за его границы. Сознание навсегда заперто в мешке костей и крови. Куда бы мы ни направились, мы несем за собой крест, не позволяющий сознанию управлять нашей жизнью. Человек не узнает всего, не удовлетворит свой моральный и духовный голод никогда. Сюжет, на мой взгляд, повествует историю создания мира. Не зря поворотным местом сюжета выбран дом под названием Edem. Первичной была далеко не Природа. Она лишь вместилище для Разума и Духа, который Бог вдохнул в Человека. Бог совершил ошибку, составил первое и самое фатальное противоречие. Носитель отныне и навсегда останется недолговечнее, чем помещенная на него информация. Смертность тела и бессмертие Духа теперь будет главным парадоксом бытия. Природа ненавидит Человека за вечность Духа, а Человек – за то, что она никогда не удовлетворит его духовные требования. А секс в контексте повествования становится попыткой Природы прорваться, трансцендировать в вечность, превратиться в Любовь. Невозможность следовать себе - вот, где скрыта борьба Разума и Тела. Клетка ненавидит своего заключенного так же сильно, как и заключенный - клетку. Не следует бояться Бога или Дьявола по отдельности, бойся себя, ведь в нас есть и то и другое. Две стороны навечно выбрали человека полем битвы. Воспеваемая красота Природы - блажь. Стоит чуть ковырнуть ее острием Разума и становится ясно - внутри гниль. Разлагающиеся цветы. Рождайся и умирай, чтобы дать жизнь снова - вот и весь смысл. От Природы несет мертвичиной. Разлагающиеся тела животных, умирающие желуди. Снова умри, чтобы на тебе паразитировали мухи, тебя клевали орлы и точили муравьи. Променяй любовь, долг, святость души на телесное удовольствие. Поменяй искру разума на оргазм, petite mort, на взрыв гормонов в больном сознании. Разлагайся. Это призывы войны, которую ведут в нас Бог и Дьявол. Но, как и в любой войне, каждая из сторон по-своему права. У каждой есть свои минусы и плюсы. И беда не в том, что какая-то одна из сторон - абсолютное зло. Разрушает сам конфликт и та ненависть, с которой эти двое дерутся.
Минусом Разума, по Триеру, является Любовь в своем худшем и эгоистичном проявлении. Та самая, которой живет героиня. Ее эгоизм не представляет границ. Чтобы удержать рядом с собой тех, кто дорог, она идет на все. Просверлить ноги, надеть не так ботинки, чтобы не убежали. Что угодно, лишь бы не оставаться одной на поле битвы. Но есть и та Любовь, которой живет герой- самопожертвование, терпение, желание освободить от безумия пусть и ценой собственных страданий. Независимая, неяркая, но настоящая Красота.
Нельзя сказать, кто является антагонистом в этой истории. На мой взгляд, режиссером показана атмосфера тотального несоответствия. Триер указал на ошибку нашего существования, отравляющую нас, заставляющую непрерывно мучиться в корчах. Саморазрушающаяся система, тем не менее обреченная на новое восстановление, чтобы умереть опять.
Фильм-парадокс. Убивай жещину за то, что она ближе к Богу и может дать жизнь. Ненавидь жизнь за то, что она воняет разложением. Восхвали ее за то, что она вместилище разума. Ненавидь разум за то, что он показывает тебе на ветхость и гнилость Природы. Восхвали Разум за его чистоту и святость. Возненавидь и полюби одновременно.